МОУ "Средняя общеобразовательная школа"
пст. Чиньяворык
Меню
Главная
История школы
Визитная карточка
Преподавательский состав
Состав обучающихся
Структура
Воспитательная деятельность
Школьные традиции
Инновационная деятельность
Поступающим
Выпускники
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пст. ЧИНЬЯВОРЫК на 2011 – 2015 гг.
Содержание программы:
1. Ценностные ориентации школы.
2. Паспорт Программы развития школы.
3. Информационная справка о школе.
4. Концепция развития школы.
5. Этапы реализации Программы.
6. Управление Программой.
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации Программы развития школы.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
1.Ценностные ориентации школы В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:
 обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;
 патриотизм;
 жизнь в согласии с собой и окружающими людьми;
 семья, здоровье, образование и труд, как основа жизнедеятельности.
 деятельность школы уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях, как:
 доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
 психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;
 самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;
 свобода творчества учащихся и учителей;
 сотрудничество педагогического коллектива;
 преемственность обучения.
Данные ценности определяют цели развития школы:  обеспечение прав и свобод личности;
 создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной позитивно воздействовать на мир, жить в гармонии с миром и с самим собой;
 своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;
 опора на особенности и склонности ребенка с целью их дальнейшего развития;
 усиление внимания, как к одаренным, так и к неуспевающим учащимся;
 снижение перегрузки учащихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;  реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов и учащихся;
 создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;
 развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей.
В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума.
Принципы, перечисленные выше, лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика.
Воспринимая ребенка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой - предупредить развитие негативного в личности каждого школьника.
Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.
2. Паспорт программы развития муниципального образовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа” пст. Чиньяворык на 2011–2015годы.
3. Информационная справка о школе
3.1. Историческая справка о школе.

МОУ “Средняя общеобразовательная школа” пст. Чиньяворык расположена по адресу: 169237, Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чиньяворык, ул. Ленина, д.4, тел.: 8(82139)26646
Первая начальная школа в п. Чиньяворык была открыта в 1948 году. Её здание не сохранилось. В 1950 году было построено новое здание на три класса, в котором позднее до 1994 года располагался интернат и библиотека. Это здание было снесено в 2003 году. В 1958 году школа стала семилетней. В 1961 году – восьмилетней. Размещалась она на первом этаже здания гостиницы. При школе был интернат. В 1968 году начались занятия в здании, где сейчас размещается начальная школа, а интернат был на месте здания двухэтажной школы. 1 октября 1986 года открылась новая двухэтажная школа на 192 места. В 1988 году школа стала средней. В 1990 году первыми выпускниками средней школы стали 14 учащихся. В 1991 году в школе было самое большое количество обучающихся – 308 человек.
3.2. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
В 2010-2011 учебном году в школе обучается 146 учащихся, из них 84 девочки и 62 мальчика.
3.3. Статистика основных показателей работы школы за последние три года
Победители районных олимпиад в 2007 – 2008 учебном году:
1 место – Рябинина Анастасия, ученица 11 класса, по литературе
3 место – Пастушков Евгений, ученик 10 класса, по географии
3 место – Сазонов Михаил, ученик 11 класса, по ОБЖ
3 место – Верещагина Диана, ученица 10 класса, по биологии
Победители районных олимпиад в 2008 – 2009 учебном году:
1 место – Павловская Виктория, ученица 10 класса, по обществознанию
1 место – Кузьмина Светлана, ученица 11 класса, по обществознанию
2 место – Ярославцев Вячеслав, ученик 10 класса, по физической культуре
2 место – Бачок Наталья, ученица 10 класса, по физической культуре
3 место – Багирова Айнур, ученица 9 класса, по биологии
3 место – Верещагина Диана, ученица 11 класса, по русскому языку
Победители районных олимпиад в 2009– 2010 учебном году:
1 место – Тимошенко Виктория, ученица 8 класса, по географии
2 место – Мартынюк Надежда, ученица 7 класса, по географии
3 место – Храмова Вера, ученица 9 класса, по географии
3 место – Ахмедова Лейла, ученица 11 класса, по праву.
3.4. Кадровые ресурсы Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 20 педагогов, в их числе – 1 мужчина По стажу работы:
Менее 2-х лет – 2 чел.
От 5 до 10 лет – 2 чел.
От 10 до 20 лет – 3 чел.
Более 20 лет – 13 чел.
Пенсионеры - 8
Средний возраст педагогического коллектива 47 лет.
Кадровый потенциал образовательного учреждения
Из таблицы видно, что кадровый потенциал педагогического коллектива школы высокий.
Основную часть коллектива составляют учителя с повышенной способностью к саморазвитию.
3.5. Режим работы
Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - пятидневная учебная неделя во 1-11-х классах. Продолжительность уроков в 1-х классах – 35 минут, в 2-11 классах – 45 минут. Продолжительность перемен между уроками – 10 минут. После второго и третьего урока перемена 20 минут с целью организации горячего питания учащихся.
Вторая половина дня обеспечивает занятость учащихся по интересам: группы продлённого дня, индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Во внеурочное время работают кружки: «Вязание на спицах», «Вязание крючком», «Общая физическая подготовка», «Юный программист» от МОУ ДОД «ДДТ», кружки в группах продлённого дня «Школа Докторов Природы», «Край мой северный», кружок «Школа вожатых», спортивные секции по баскетболу, волейболу, теннису, в которых занимаются 80% учащихся.
Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для первой и второй ступеней обучения - четыре раза в год по итогам четвертей, для третьей ступени обучения - два раза в год по итогам полугодий.
3.6.Материально-техническая база
Школа функционирует в здании постройки 1986 года. Здание 2-х этажное, типовое, деревянное, фасад здания отделан металлосайдингом.
В школе 11 учебных кабинетов.
Библиотека обладает общим фондом 13600 книг, в том числе 2817 учебная литература, 1757 методическая литература, 9026 художественная литература, медиотека содержит 87 дисков, 8 кассет с видеофильмами, имеет компьютер и принтер.
Кабинеты:
- спортивный зал;
- физики и химии;
- тренажёрный зал;
- ОБЖ;
- информатики.
Компьютерный класс подключен к Интернету, имеет 7 компьютеров, 3 мультимедийных установки, экран, 3 принтера, многофункциональное устройство (принтер-сканер), ксерокс, интерактивная доска.
В школе имеется школьный автобус для подвоза детей на занятия из п. Ропча.
Имеется оборудованная столовая.
Для проведения внеклассной работы используется магнитофон, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, есть телевизоры и DVD плейер.
3.7. Организация образовательного процесса
Учебный план школы составлен на основе Федерального базисного плана общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ от 09 марта 2004 г № 1312).
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом ЗУН, обеспечивающим возможность продолжение образование. Школа работает по пятидневной рабочей неделе.
Учебный план для 1 – 4 классов ориентирован на 4–х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
В начальном звене обучения со 2 класса включены уроки английского языка по 2 часа в неделю согласно базисному учебному плану.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1 - 2 классах 4 раза в неделю, в 3 - 4 классах 3 раза в неделю.
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 – 4 класс 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Технология» изучается в 1 – 2 классах 1 раз в неделю, в 3 - 4 классах 2 раза в неделю.
Учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ.
Учебный предмет «Право» будет изучаться в 10 – 11 классах.
Учебный предмет «Информатика» будет изучаться не с 10 класса, а с 8 класса: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе, по 1 часу в 10 и 11 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1 – 8 классах. В 9 классе учебный предмет «Изобразительное искусство» заменён учебным предметом «Черчение», так как навыки, получаемые на этом предмете необходимы обучающимся при изучении таких учебных предметов, как: «Геометрия», «Технология», «География».
Учебный предмет «Музыка» изучается в 1 – 7 классах.
Учебный предмет «ОБЖ» изучается в 5 – 11 классах по 1 часу в неделю.
Учебный предмет «География» в 6 классе будет изучаться 1 раз в неделю. Для того чтобы учащиеся получили полный объем знаний по предмету, из школьного компонента берется 1 час на факультатив «Мудрость географии». В 7 классе для углубленного изучения флоры и фауны нашей Республики вводится факультатив из национально-регионального компонента «Флора и фауна Республики Коми» по 1 часу в неделю. В 8 классе для углубленного изучения географии нашей Республики, с целью расширения знаний учащихся о Республике Коми, ее природных богатствах и традициях народов, ее населяющих из национально-регионального компонента взят 1 час в неделю на проведение факультатива «Север – край неповторимый».
В 5 классе на изучение коми языка из национально-регионального компонента взят 1 час в неделю на проведение факультатива.
В 9 – 11 классах для расширенного изучения математики и для подготовки к итоговой аттестации из школьного компонента выделяется по 1 часу в неделю на проведение факультативов: в 10 и 11 классах «Алгоритмы решения типовых задач», в 9 классе «Решение задач повышенной сложности».
В 8 – 11 классах для расширенного изучения русского языка и для подготовки к итоговой аттестации из школьного компонента выделяется по 1 часу в неделю на проведение факультатива: в 8,9,10 и 11 классах «Практикум по русскому языку».
Занятия по выбору распределяются с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Учебный план школы составлен с соблюдением санитарных требований, материально-технического обеспечения, с учетом условий, в которых находится школа на данный учебный год (кадры, желание учащихся, родителей, мнение и возможности педагогического коллектива, подвоз учащихся из четырех близлежащих деревень).
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, гуманитарное, естественно-научное, физкультурно-спортивное.
3.8 Инновации в образовательной и воспитательной деятельности:
• Создание системы работы с одарёнными детьми .
• Введение в традицию школы ежегодное выявление «Ученика года» по результатам учебного года по номинациям: «Учеба», «Спорт», «Культура».
• Рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителя.
3.9.Приоритетное направление деятельности учреждения.
1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Программа «Одаренные дети»).
2.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни. ( Программа «Здоровый образ жизни»).
3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования (План работы по преемственности).
4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя (Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей).
5 Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. (Программа «Моя малая Родина»).
Коллектив учителей ведет целенаправленную работу с одаренными детьми по разработанной и утверждённой программе «Одарённые дети».
В рамках этой программы в школе стали традиционными различные конкурсы, предметные недели, предметные олимпиады по физике, математике, биологии, русскому языку, химии, географии, английскому языку, обществознанию, технологии. Тематические выставки рисунков, интеллектуальные игры школьников. Лучшие ученики участвуют в районных олимпиадах. Принимаем мы активное участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и Международном математическом конкурсе «Кенгуру – математика для всех», Всероссийском конкурсе по информатике «Кит», в Межрегиональной заочной олимпиаде по математике, проводимой Всероссийской школой математики и физики «Авангард».
Постоянно мы участвуем в районной научно-практической конференции учащихся «Отечество – Земля Коми». В школе действует хорошо отлаженная система стимулирования учащихся: похвальный лист, похвальная грамота, благодарственные письма родителям, награждения грамотами отдела образовании, получение премий главы администрации муниципального района старшеклассниками .
В школе сформировался и утвердился замечательный коллектив учителей, которые стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением, на уроках создаются оптимальные условия для самовыражения детей. Стиль работы школы – научить учиться. Учителя нашей школы работают творчески, обладают гибкостью, подвижностью мышления, способностью реагировать на непредвиденные обстоятельства. Они выработали в себе способность комбинировать известные системы обучения, преобразуя их в новые, конструировать их в различные сочетания.
В школе организована работа школьных методических объединений учителей- предметников. Коллектив учителей сосредотачивает внимание на следующих аспектах: глубоком усвоении содержания и методики новых программ и учебников; усилении развивающего начала в обучении; преодоление перегрузки учащихся; усиление практической направленности образования; овладении современными требованиями к анализу урока, соблюдение преемственности на всех ступенях обучения.
Администрация школы поддерживает учителей во всех начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске, обеспечивает повышение квалификации.
Одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся, согласно программе «Здоровый образ жизни». Проблема здоровья детей занимает одно из главных место в воспитательной работе нашей школы. Необходимость введения этой программы заключается в следующем:
1. высокая заболеваемость учащихся;
2. интенсификация учебного процесса (возросла учебная нагрузка);
3. недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей;
4. низкая двигательная активность школьников.
Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям:
-формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
- разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.
- нормализация учебной нагрузки.
- повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
В школе система оздоровительной работы, включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, медицинское направления, образовательную и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическую работу по охране труда и технике безопасности, по организации питания учащихся и контролю за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдением.
Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся.
Учащиеся добиваются хороших спортивных успехов во многих районных состязаниях.
Ежегодно команда школы принимает участие в конкурсах «Орлёнок», «Зарница», «Школа безопасности», «Безопасное колесо». Большое внимание уделяется воспитательной работе. Приоритетным является направление «Я гражданин», основная задача которого заключается в воспитании чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.
В школе созданы и работают детская творческая организация «СтоИК» для учащихся 1-11 классов и Совет старшеклассников. Ежегодно ребята участвуют в районном слёте лидеров ученического самоуправления.
Большая работа ведется классными руководителями. Традиционными мероприятиями в нашей школе стали: День знаний, День пожилых людей, День учителя, День самоуправления, День матери, Дни борьбы со СПИДом и наркотиками, Новогодние праздники, День влюблённых, День защитника Отечества, День 8 Марта, День смеха, День здоровья, праздник «9 Мая», День семьи, «Последний звонок» для выпускников школы, День защиты детей, выпускные вечера. В течение учебного года каждый класс участвует в общешкольном творческом конкурсе «Лучший класс». (Положение о проведении конкурса «Класс года» и Положение о проведении конкурса «Ученик года»).
3.10.Традициями школы являются:
• открытость образовательного процесса;
• уважение к личности ученика и педагога;
• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
• организация непрерывного образования учащихся;
• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
• сохранение и передача педагогического опыта;
• ориентация на использование передовых инновационных педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
• активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
3.11.Сотрудничество.
В своей деятельности школа тесно сотрудничает с различными общественными и государственными организациями такими как:
 районный Дом творчества;
 районная газета «Княжпогостские вести»;
 ДЮСШ;
 районный краеведческий музей;
 Дом культуры.
4. Концепция развития школы.
4.1 Факторы развития школы.
Педагогическим коллективом школы за многие годы практической деятельности по обучению и воспитанию детей накоплен определенный опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг. При этом важен учет реальных механизмов достижения желаемого, которыми являются обозначенные выше направления развития школы как образовательного учреждения.
Учителя школы в настоящее время стоят перед необходимостью разрешения ряда противоречий, которые рассматриваются ими как факторы развития:
 между высоким профессиональным уровнем педагогов и неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности;
 между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения;
 между целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе;
 между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;
 между педагогическими целями преподавателей начальной и средней школы;
 между целями основной и старшей ступеней обучения;
 между высокой интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузкой учителей и недостаточным стимулированием их труда. Названные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития. Но при этом существуют и субъективные факторы, которые также влияют на процесс развития. К таким факторам мы относим противоречия между существующими личностно-значимыми отношениями родителей и учителей школы и отсутствием механизмов упорядочения и оптимизации этих отношений в структуре управления школой и другое противоречие – между наличием современной системы повышения квалификации кадров, ориентированной на овладение целостной педагогической культурой, и необходимостью ее индивидуализации.
4.2. Роль школы
При формировании концепции будущего нашей школы, мы должны определить свою роль, то есть выяснить на какой социальный заказ необходимо ориентироваться и какие проблемы являются приоритетными.
При определении концепции развития нашей школы мы видим два основных направления:
1. реализация модернизации образования;
2. удовлетворение запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.
Процесс развития школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, чтобы она стала привлекательной для всех участников образовательного процесса, чтобы могла обеспечить личностный рост учащихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
4.3Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
• государство (Россия, Республика Коми, Княжпогостский район, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования);
• учащиеся;
• их родители;
• педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности;
• обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
• совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения
• информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
- интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
-формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся желают, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
- была возможность получить качественное среднее образование - имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития.
Таковыми являются:
- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
- создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействуя проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции.
Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.
Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. В последующие годы численность учащихся снизится. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит, школа должна быть "привлекательной " для родителей, учащихся.
Положительным в работе школы являются следующие моменты:
- высокий и стабильный кадровый потенциал;
- система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;
- сформировано ученическое самоуправление;
-система и координация деятельности всех структур коллектива администрацией школы;
-соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
- недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам;
- недостаточная материально - техническая база;
- низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;
- самоустранение родителей от воспитания своих детей;
Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их социализацию в современном обществе.
4.4. Основные положения концепции школы
1. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе должны быть ориентированы на:
• самопознание и саморазвитие учащихся;
• развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
• развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.
Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.
Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения.
2. Современная школа немыслима без педагогов, не ориентированных на достижение личных, профессиональных и иных качеств. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.
3. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:
• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху;
• профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Определяя свою концепцию развития школы, мы представляем, каким будет выпускник нашей школы.
4.5 Представление о выпускнике школы и качестве образовательного процесса
Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущие выпускнику качества базируются на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
• формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
• развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
• в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
• не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.
Таким образом: развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти свое применение в общественной и профессиональной деятельности.
5. Этапы реализации Программы.
5.1 Сроки реализации программы: январь 2011 года - декабрь 2015 года.
5.2 Этапы реализации программы

1 этап Ориентировочный (2011 –2012 г.г.)
2этап. Основной (2012- 2014 г.г.)
3 этап Обобщающий (2014-2015 г.г.)
5.3 Основные мероприятия по Программе развития.
1. Ориентировочный (2011 –2012 г.г.)
Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования.
Задачи:
- аналитико- диагностический анализ деятельности школы;
- выявление проблем в деятельности школы;
- определение приоритетных направлений развития;
- изучение современных педагогических технологий с целью их использования в образовательном и воспитательном процессе;
- разработка Программы развития школы;
- разработка предусмотренных Программой развития программ.
Основные мероприятия по реализации Программы развития на I этапе.
2. Основной (2012- 2014 г.г.)
Цель: Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Задачи:
- внедрение и использование в образовательном и воспитательном процессе передовых педагогических технологий, способствующих развитию творческой одарённости учащихся, формированию навыков гражданского поведения и укреплению здоровья;
- реализация разработанных на I этапе программ;
- совершенствование образовательного пространства и содержания образования;
- развитие родительских общественных объединений, привлечение их к участию управления школой
Основные мероприятия по реализации Программы развития на II этапе.
3. Обобщающий (2014-2015 г.г.)
Цель: Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Задачи:
- обобщение результатов работы пед. коллектива школы за последние 5 лет.
- соотношение результатов реализации Программы развития с поставленными целями и задачами.
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
Основные мероприятия по реализации Программы развития на III этапе.
В результате осуществления мероприятий по реализации Программы развития мы ожидаем получить следующие результаты:
- создание образовательного пространства, ориентированного на успех;
- сформированности высоких духовно-нравственных качеств школьников
- эффективное физическое развитие школьников;
- сохранение и улучшение здоровья учащихся;
- доступное качественное образование для каждого ученика;
- личностно-ориентированная направленность деятельности школы;
- успешное функционирование воспитательной системы школы;
- высокий уровень интереса школьников к учебным предметам;
- саморазвитие и профессиональное совершенствование членов педагогического коллектива.
6. Управление программой
Характеристика управляющей системы школы.
Администрация школы.
Педагогический коллектив.
Методические объединения.
Педагогический совет.
Совет школы.
Ученическое самоуправление.
Родительский комитет.
Общественность.
Необходимость совершенствования уровня системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями. Для развития инициативы педагогов и учащихся управляющая система должна обеспечить:
 целеполагание,
 оптимальную расстановку кадров,
 формирование у учителей мотивации к предстоящей работе,
 качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладает стимулирующим характером.
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Уставом школы» на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации Программы развития школы
Эффективность реализации Программы развития школы будет отслеживаться по следующим критериям и показателям:
• повышение уровня профессионального мастерства учителя;
• творческий рост всех участников образовательного процесса;
• рост качества обученности школьников по предметам;
• рост числа педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории;
• рост активности учителей, отслеживаемый через участие в семинарах, конференциях, публикации в печатных изданиях и на интернет-сайтах.
• повышение качества образования;
• рост мотивации обучения школьников;
• рост результативности участия школьников в районных, республиканских, Всероссийских олимпиадах и конкурсах;
• позитивная социализация обучающихся и выпускников;
• уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности;
• уровень сформированности адекватно - высокой самооценки у каждого школьника;
• устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;
• уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором школы, заместителями директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе, Советом школы.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА «КЛАСС ГОДА»

Цели и задачи конкурса:
- выявить лучший класс, в котором создана благоприятная психологическая атмосфера для развития личности учащихся и успешной работы педагогов;
- включить всех учащихся и педагогов школы в общую заботу друг о друге.
Время проведения конкурса – в течение учебного года.
Итоги подводятся в конце учебного года.
В конкурсе принимают участие все классы – с 1- го по 11-й
Условия конкурса:
Победителем конкурса может быть назван класс, в котором:
- все учащиеся учатся в полную силу своих способностей,
в классе нет неуспевающих учеников;
- в классе нет опозданий на уроки и пропусков без уважительных причин;
- все учащиеся являются активными читателями, посещают кружки, секции;
- класс отлично дежурит по школе (2- 11-е классы) и по классу, заботится о чистоте, уюте и сохранности помещений и имущества школы, экономит электроэнергию;
- все учащиеся класса имеют опрятный внешний вид;
- класс живёт интересной и полезной жизнью, каждый учащийся участвует в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;
-класс активно участвует в традиционных школьных делах.
Жюри конкурса:
- директор школы;
- заместитель директора по учебной работе;
-заместитель директора по воспитательной работе;
-старшая вожатая;
- актив «СтоИКа»
-совет старшеклассников.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА «УЧЕНИК ГОДА»

Задачи конкурса:
- поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия и реализации творческого потенциала коллектива;
- пропаганда и утверждение образования как одного из главных способов и самовыражения личности, её самоутверждения;
- стимулирование познавательной активности и творческой деятельности школьников в урочное и неурочное время.
Общие положения:
- конкурс «Ученик года» проводится в течение года по номинациям, указанным ниже.
- в конкурсе принимают участие учащиеся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.
- каждый учащийся может стать лауреатом конкурса по нескольким номинациям.
Сроки проведения конкурса:
- подготовка и представление материалов на конкурс до 15 мая текущего года.
- подведение итогов и определение победителей до 20 мая текущего года.
- награждение на линейке Последнего звонка.
Номинации конкурса:
-лучший ученик по успеваемости.
- самый активный ученик (общественная работа).
- творческий ученик.
- спортивный ученик.
- знаток по предметам.
- прилежный ученик.
Порядок выдвижения кандидатов и критерии их отбора:
- право на вы движение кандидатов на звание «Ученик года» имеет любой классный коллектив школы.
- кандидатом на звание «Ученик года» в номинации «Лучший ученик по успеваемости» может стать школьник, имеющий:
- рейтинг по предметам «5».
- рейтинг по предметам 4,5 – 5 баллов и являющийся участником творческих конкурсов, предметных олимпиад различных уровней или автором исследовательских работ. - кандидатом на звание «Ученик года» в номинации «Самый активный ученик» (общественная работа) может стать любой ученик, выдвинутый классным коллективом и соответствующий этому званию (этот ученик – популярный лидер, завоевавший деловой авторитет, организатор, опора классного руководителя, ученик, живущий общественными интересами, инициативный, берущий на себя ответственность за основные дела коллектива и за поведение одноклассников).
- кандидатом на звание «ученик года» в номинации «Творческий ученик» и «Спортивный ученик» может стать любой ученик, который:
- участвует в коллективных творческих делах и соревнованиях.
- является призёром или участником творческих конкурсов любых уровней.
- является призёром или участником спортивных мероприятий.

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Концепция программы.
Выявление одарённых детей со ступени начального образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.
Определение одарённых детей:
-дети, имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-дети, имеющие доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- дети, испытывающие радость от добывания знаний, умственного труда.
Цели и задачи работы с одарёнными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
• знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах организации работы с одаренными детьми;
• обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование;
• накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
• проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одарённых детей.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
• отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
• предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одарёнными детьми.
1 этап – аналитический- 1-4 класс
Характеризуется тем, что дети охотно осваивают навык учения под руководством учителя и самостоятельно.
Организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
Учащийся должен проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
2 этап - диагностический- 5-9 классы.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин.
Постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
Организация групповых форм работы: тренингов, научно-практическая деятельность, проектные задания, интеллектуальные игры.
3 этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся (10 – 11 класс).
На этом этапе завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, Формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:
• индивидуализированные формы учебной деятельности (заочные школы, работа по индивидуальным программам);
• выработка проектно-исследовательских навыков;
• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Условия успешной работы с одарёнными учащимися.
 Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
 Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
 Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Учитель должен быть:
- увлеченным своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одарёнными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учениками;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах;
- консультирование в заочных школах;
- работа по индивидуальным планам.
Программа предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
План работы по программе «Одарённые дети» МОУ «Средняя общеобразовательная школа» 2011-2015г.


ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ.
Общее положение:
1. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления школой.
2. Процесс оценивания результатов, труда учителей - одно из направлений в работе педагога.
Цель деятельности:
стимулировать учителя к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем.
Задачи деятельности:
1. Системно оценивать результаты профессиональной деятельности учителя.
2. Сравнивать его результаты с результатами коллег.
3. Помочь учителю проследить изменения эффективности его работы.
Содержание деятельности:
1. Проведение диагностики труда учителя в течение всего года.
2. Подсчёт рейтинга по итогам учебного года.
Рейтинг складывается из четырёх параметров:
Методика расчёта рейтинга учителя
Rуч = Rпр + Rвн + Rм + Rа
Rпр – Результативность работы по предмету
Rвн – Результативность внеклассной работы учителя по предмету
Rм – Результативность методической деятельности учителя
Rа – Рейтинг учителя у администрации
Rпр= Rср+ Ксл- 0,2N

Rвн= Vш+ Vпро+ М
Rм= Р1 +Р2+ Р3+ Р4+ Р5
Rа= А1+ А2+ А3
3.Оглашение результатов рейтинга в конце года на педсовете « Поиски, творчество, находки».
Перечень вознаграждений:
• Благодарность в приказе.
• Рекомендация учителя для аттестации на более высокую категорию.
4. По результатам рейтинга деление педколлектива на три группы:
1 группа – учителя, в совершенстве владеющие обучающими и воспитательными умениями.
2 группа – учителя, требующие оказания методической помощи, с целью совершенствования творческой деятельности.
3 группа – учителя, испытывающие трудности, требуют постоянной методической помощи и контроля.

ПРОГРАММА « ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ»
Пояснительная записка.
Программа « Здоровье» рассчитана на период с 2011 по 2015г.
Необходимость введения этой программы заключается в следующем:
1. Высокая заболеваемость учащихся;
2. Интенсификация учебного процесса (возросла учебная нагрузка);
3. Недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей;
4. Низкая двигательная активность школьников.
Программа предусматривает следующие цели и задачи.
Цель:
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов;
2. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредствам развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
Задачи:
1. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни;
2. Мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
3. Создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся» и разработка и внедрение систем оздоровительных и профилактических мероприятий.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:
1. Оснащенные учебные кабинеты;
2. Наличие столовой и организация горячего питания;
3. Наличие спортивного зала;
4. Наличие тренажёрного зала;
5. Наличие спортивного инвентаря, в т.ч. для занятий спортом в зимнее время. Недалеко от школьной территории располагаются следующие спортивные сооружения:
 Футбольное поле;
 Волейбольная площадка;
 Беговая дорожка.
Программа должна реализоваться через:
• создание методического объединения, в состав которого должны входить учителя физической культуры и ОБЖ;
• укрепление материальной базы техническими средствами;
• увеличение количества уроков физкультуры до 3-х часов за счёт вариативной части учебного плана при условии создания необходимых условий для занятий спортом (укомплектованность спортивным инвентарём, оборудованное помещение);
• оптимизацию расписания уроков и внеурочной деятельности;
• изменения в структуре уроков, позволяющих включать физкультминутки;
• организацию горячего питания;
• организацию совместной деятельности педагогов и медицинских работников;
Результаты реализации программы могут быть следующие:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью (способность противостоять вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни);
2. Повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
3. Увеличение числа школьников, посещающих спортивные секции;
4. Сокращение острых и хронических заболеваний;
5. Повышение уровня обученности и качества знаний.
Результаты программы могут быть представлены в форме отчёта, с обязательным заслушиванием и обсуждением на педагогическом совете в конце учебного года.
Содержание программы.
Раздел 1. Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
1. Усилить контроль за совместной работой медицинских работников, педагогического коллектива, учащихся и их родителей по охране здоровья и гигиеническому воспитанию школьников.
2. Особое внимание обратить на работу учителей начальных классов по выработке у учащихся навыков самоконтроля за своим здоровьем, а также на работу по организации двигательного режима школьников.
3. Ежегодно на педсоветах с участием медицинских работников анализировать состояние работы по данному вопросу и итоги углубленного медицинского осмотра школьников. На методических объединениях учителей начальных классов и классных руководителей разрабатывать методику по вопросам охраны здоровья, привития практических навыков личной гигиены, а также методику совместной деятельности учителей, медработников в работе с семьёй по пропаганде здорового образа жизни.
4. В гигиеническом воспитании школьников шире использовать возможности учебных программ по различным предметам, в том числе по физическому воспитанию, технологии, ОБЖ, обществознанию, биологии.
5. При планировании работы школы, класса разрабатывать конкретные мероприятия по охране здоровья детей, предусматривая в них формирование у учащихся прочных навыков самоконтроля за осанкой и соблюдением зрительного режима, гигиенических требований к учебному труду.
6. Систематически информировать учителей о состоянии здоровья учащихся на основании данных углубленного медосмотра и о конкретных медико-педагогических рекомендациях по профилактике заболеваемости.
7. Предусмотреть методическую подготовку учителя по данным вопросам. 8. Практиковать обобщение передового опыта по охране здоровья школьников, внедрение его в практику школы.
9. Широко использовать имеющийся арсенал научно-популярной литературы. 10. Активно вовлекать в работу по охране здоровья школьников общественные организации и родителей.
11. Особое внимание уделять гиподинамии у детей. С этой целью организовать и проводить подвижные игры на переменах, «Дни здоровья», динамические паузы на уроках (физкультминутки).
12. Шире внедрять в практику работы школы проведение массовых спортивных мероприятий, вовлекая в них родителей.
13. Классным руководителям разработать и провести серию классных часов по различным аспектам здорового образа жизни с приглашением мед. работников.
Раздел 2. Разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.
1. Разработать план совместных мероприятий работы школы, семьи, специалистов здравоохранения по профилактике вредных привычек детей.
2. Организовать в классах, рекреациях школы тематические стенды, выпуск стенных газет, стендов по профилактике вредных привычек у детей.
Раздел 3.Нормализация учебной нагрузки.
1. Проводить диагностику по дозировке домашнего задания с последующим обсуждением на педагогическом совете.
2. Установить строгий контроль за объемом домашнего задания, получаемого на уроках.
Раздел 4. Повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Спланировать и проводить курс лекций по возрастным особенностям развития детей.
План мероприятий по выполнению программы.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пст. Чиньяворык на 2011 - 2015 годы
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности каждого человека.
Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – цель воспитательной работы нашей школы.
Вся воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Уставе школы, на основе личностно-ориентированного подхода.
Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств, поэтому мы ставим в центр внимания патриотическое, духовное и нравственно-эстетическое воспитание, нацеленное на формирование основных качеств личности.
Поэтому сегодня коллектив школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.
Цель и задачи воспитания
Цель – воспитание личности:
 мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформированными навыками учебной деятельности;
 творческой, стремящейся к преобразующей деятельности;
 духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;
 гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию, способной к состраданию и оказанию помощи;
 практической, знающей основы экономики, владеющей грамотностью, языками, хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
 свободной, обладающей чувством собственного достоинства, свободным выбором содержания жизнедеятельности;
 любящей свою малую и большую Родину.
Вышеназванная цель требует решения ряда задач:
 включение учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;
 обеспечение единства и взаимосвязи формирования моральных знаний, умений и навыков поведения;
 формирование психологической готовности к рефлексии.
Одна из ведущих задач педагога – помочь ребёнку осуществить право быть самим собой. Поэтому основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.
В нашей школе действует программа «Моя малая Родина», рассчитанная на 5 лет (2011 -2015г).
Первый этап: 2010 – 2011 учебный год – год школы «Дом, в котором я учусь и живу»
Второй этап: 2011 -2012 учебный год –«Моя малая Родина».
Третий этап: 2012 -2014 учебный год – год здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Четвертый этап: 2014 -2015 учебный год – 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».
План мероприятий по реализации программы «Моя малая Родина» 2010 -2012 учебный год.
Год школы «Дом, в котором я учусь и живу»
2012 -2013 учебный год. «Моя малая Родина»
2013 -2014 учебный год. Год здоровья. «В здоровом теле здоровый дух».
2014 – 2015 учебный год. 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам».
Система воспитательной работы школы базируется на следующих принципах:
- в центре внимания - внутренние ценности, нереализованные возможности ученика;
- ученик- субъект воспитательного взаимодействия;
- ученик и учитель находятся в партнёрских отношениях;
- добровольность в принятии содержания и формы творческой деятельности;
- школа- зона психологического комфорта для ребёнка и педагога.
Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная деятельность.
3. Внешкольная деятельность.
Принципы, на которых строится учебно воспитательный процесс в школе, находят своё продолжение во внеурочной работе.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений:
1. Воспитание познавательных интересов - это:
- развитие сознательной учебной дисциплины;
- воспитание отношения к учёбе как главному труду;
- воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования.
Одной из удачных форм организации этой деятельности в школе служит проведение предметных олимпиад, предметных недель, КВНов. Особое значение уделяется вопросам краеведческого характера.
Поиском новых форм внеурочной работы по предмету коллектив педагогов, учащихся, родителей занимается постоянно.
2. Трудовое воспитание – это:
- воспитание отношения к труду как к высшей ценности человека, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание социально-значимой целеустремлённости в трудовых отношениях.
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Развитию трудовых навыков подчинены работа кружков, уборка территории и помещений, дежурство по школе.
В современных условиях необходимо делать упор на личную значимость труда, когда школьник осознаёт, что приобретённый навык пригодится в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.
3. Гражданское воспитание нацелено на:
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни замечательных земляков.
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание имеет чётко обозначенную линию: родной посёлок – родная школа – родная страна.
Это стратегическая идея воспитательной системы нашей школы.
4. Спортивно – оздоровительное воспитание.
Реализуется в рамках разработанной в школе программы «Здоровье» и нацелено на:
- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.
5. Эстетическое воспитание является важной составной частью воспитательного и учебного процесса и направлено на:
- развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
- развитие способности к художественному мышлению;
- развитие индивидуальных задатков и способностей;
- приобщение к мировой цивилизации.
Деятельность в этом направлении способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается самими школьниками. Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для школьников, развивала познавательный и культурный кругозор школьников.
Внешкольная деятельность
Связь семьи и школы.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. И.Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Это обеспечивается, если приобщить родителей к педагогическому процессу, организовывать информационно – педагогические встречи, знакомить с результатами учебно-воспитательного процесса.
Классный руководитель использует в своей работе такие формы как:
1. Изучение семейно – бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, режим дня, окружение ученика).
2. Проведение родительских собраний.
3. Проведение встречи «День матери», анкетирование по проблемам воспитания. В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает с библиотекой, ДК, районным Домом творчества, районным музеем.
Формы сотрудничества:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
- встречи с интересными людьми;
- создание групп по интересам;
- спонсорская помощь школе.
пст. Чиньяворык 2010
Новости
Наши победители
Наши именинники
Что было...
Что будет...
Используются технологии uCoz